Другие  мифы

 

 

 

 

 

Миф о рыночной экономике и поражении марксизма

 

 

 

 

Если верить телевизору, экономика нашей страны является то ли рыночной, то ли находится где-то на пути к рынку. А экономика «стран Запада» – самая что ни на есть рыночная. Также, если верить телевизору, до начала 90-х мы жили при «социализме».

 

Эта телевизионная теория базируется на наивной вере в роль власти и законодателей в управлении экономикой. Мол, сказали: «Рынок!» - и стал Рынок. А прежде говорили: «Социализм!» и был Социализм.

 

На самом деле, степень рыночности экономики зависит не от заклинаний политиков, не от стараний законодателей, а от насыщенности рынков товарами и других вполне физических обстоятельств. Эта простая истина банальна, общепринята и неоднократно проверялась в течение исторического процесса. Она не отвергалась ни «буржуазными» исследователями, ни «социалистическими». Есть дефицит – есть рынок. Нету дефицита – нету рынка.

 

Когда же возникают дефицит и рынок? Возникают они в результате войн, природных бедствий, эпидемий, а также в результате длительного периода «застоя» в экономике.

 

Вспомним известный фильм про Глеба Жеглова и Володю Шарапова. Действие фильма происходит в первые послевоенные годы. В фильме есть такой эпизод: приехали оперативники в ресторан брать Фокса; Желгов раздает им деньги, чтобы они могли себе что-нибудь заказать. Один оперативник спрашивает: что же я смогу себе взять покушать на эту сумму в коммерческом ресторане? На что Жеглов отвечает, кажется, что хватит на чашку кофе. Обратите внимание: самое что ни на есть «сталинское» время и… коммерческие рестораны.

 

Ну, про НЭП, случившийся по окончании гражданской войны, и вспоминать нечего, это общеизвестно… А вот еще есть замечательный момент в рассказе Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Тоже, между прочим, сталинское время. Помните, чем занимались колхозники с целью заработка? Они покупали в сельмаге однотонные настенные ковры, набивали на них рисунок с помощью трафарета, везли в город и продавали втридорога. Никакая советская власть их к этому не подталкивала. Просто есть дефицит – есть рынок.

 

А чем занимались граждане в период «развитого социализма»? Помимо работы на государство, граждане спекулировали, фарцевали, торговали цветами, клубникой и прочей вкуснятиной, ездили «на халтуру», подрабатывали ремонтом квартир, автомобилей… Да мало ли чем можно было заняться человеку с головой и руками!

 

С торговлей вообще все было интересно. В каждом городишке был один или несколько «колхозных рынков» и просто точек типа «бойкое место». Каждый желающий мог запросто занять место на рынке, и вряд ли ему пришлось бы кому-то отстегивать.

 

Хотя, говорят, иногда платить все же приходилось. Однажды, когда я, тогда еще совсем пацан, торговал в Москве овощами собственного производства, ко мне подошла какая-то безумная тетка из администрации рынка и сказала, что нужно платить за торговое место. Видимо, ее муж захотел выпить, и попросил ее настрелять бабок. Я сказал ей только одно слово: «Че?». Тетка ушла, сердито сверкнув глазами; больше я ее не встречал. А теперь представьте, что будет, если попробовать в наше «рыночное» время поторговать помидорами в неположенном месте или без разрешения. Милиционеры Вас просто не поймут.

 

А потом Ельцин в лице Гайдара разрешил свободный рынок. Сразу же оказалось, что у нас все есть, просто было далеко спрятано. И очень быстро выяснилось, что торговать теперь невыгодно, ибо рынки уже насыщены. И ремонтом квартир, и многими другими делами заниматься по-честному – тоже не выгодно, по той же причине. И этот факт был назван переходом к капитализму.

 

Как же обстоят дела в странах с «развитой рыночной экономикой»? Видимо, так же, как и у нас. Население «ходит на работу» и «получает зарплату». А чем еще заниматься, если в магазинах есть все и по доступным ценам?

 

Но вот что любопытно: несмотря на весьма «социальные» цены, не только банки, но и весьма технологичные компании далеко не всегда являются убыточными и даже очень часто показывают прибыль. Как получается, что при отпускной цене автомобиля, делающей этот автомобиль доступным для любого современного бездельника-халявщика, автоконцерны продолжают безбедно существовать?

 

Наверное, дело в том, что автоконцерны, равно как и другие промышленные корпорации, являются не только и не столько промышленными, производственными предприятиями, сколько финансовыми корпорациями. А автомобильный (металлургический, нефтехимический и т.п.) бизнес является всего лишь довеском, ширмой, позволяющей время от времени тянуть деньги или льготы у государства. Ах, мол, помогите, рабочие недовольны! Подайте, мол, на бедность честным производителям! Ничего не поделаешь, другого способа сохранить промышленность и сельское хозяйство, кроме опоры на государство, в странах с развитой экономикой не существует; никакие рыночные меры тут не помогут, так как рынка уже давно нет. И этой ситуацией пользуются финансисты.

 

Даже тех, кто считает, что современные цены, скажем, на авиабилеты являются вполне рыночными, поражает такое явление, как авиакомпании-лоукостеры, цены на билеты у которых вообще «ниже плинтуса» (low cost = низкая цена). Мало того, иногда вполне приличные и зарекомендовавшие себя конторы заявляют о своем желании тоже стать лоукостером. Недавно на одном форуме я прочел такие слова: «На какие деньги они существуют? Как-то страшно покупать у них билет. Вот приедешь в аэропорт на регистрацию, а авиакомпания - банкрот». Мне кажется, ничего страшного: никакие они не банкроты, а обычные финансовые магнаты и играют в свои, финансовые, игры. То есть извлекают прибыль принятыми у них способами: тянут с государства, занимаются трудоустройством родственников, ассигнуют деньги на всякие «маркетинговые исследования» и прочие интересные мероприятия. Пилят, в общем. А заодно – топят низкими ценами слишком честных конкурентов. В сущности, весь бизнес «эффективных менеджеров» в эпоху насыщенных рынков всегда сводится к бизнесу главного героя «Мертвых душ» Гоголя.

 

Нельзя не упомянуть еще такой «бизнес», как реклама на телевидении. Когда в конце 80-х телевизионщикам разрешили заниматься рекламой, логично было ожидать выхода на этот рынок компаний, производящих что-то достаточно дорогостоящее, например – автомобили, жилье. Вместо этого мы тогда получили рекламу прокладок, шоколадок и зубной пасты, то есть товаров, которыми далеко не каждый магазинщик согласится торговать – слишком дешевый товар, с маленьким оборотом. С колбасой или пивом не сравнить. Причина – та же: не важно, что рекламировать, главное – «освоить средства».

 

Мы вступили в новую, постиндустриальную, эпоху и оказались не совсем к ней готовыми. Периоды насыщенности теперь значительно превышают периоды товарного дефицита. Если дефицит и возникает, то чаще он создается искусственно, чем возникает естественным путем. Приходится больше заниматься формированием спроса, то есть убеждать потребителей, что им нужна какая-нибудь чепуха вроде более новых моделей мобильных телефонов. Может быть, что-то подобное и имел в виду Н.С.Хрущев, когда говорил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» JJJ ? А мы над ним смеялись…

 

Вообще, постиндустриальное, информационное общество живет по своим законам, которые нам еще только предстоит познать, изучить. Например, интересна роль той части населения, которая продолжает заниматься чем-либо научно-техническим, производительным, несмотря на невыгодность этого занятия. Несмотря на постоянный идеологический и материальный прессинг со стороны «экономистов», засевших во власти. Возможно, из этих упрямых технарей и будет сформирован тот самый класс «морлоков», предсказанный в «Машине времени» Уэллса.

 

Так или иначе, но от подхода в экономической науке, принятого сейчас у нас и на Западе, основанного на марксистских представлениях о всемогущем Рынке и напрочь отрицающего прочие аспекты производственных отношений, придется уходить. И чем быстрее – тем лучше.

 

 

 

 

 

victory.jpg

 

 

Виталий Комар, Александр Меламид.

 

«Вперед, к окончательной победе капитализма!»

 

 

 

 

Лазарев С.Ю.  Мифы "рыночной экономики"

 

 

 




Демографические пенсии

 

 

Рейтинг@Mail.ru