Мифы

 

 

 

 

 

Использование мифов в интересах информационно-психологического воздействия

 

В.В. Ферсович

 

 

 

 

При практической подготовке материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ) на аудиторию определенной страны всегда необходимо учитывать то, что у предполагаемого объекта существует свое представление о действительности, являющееся результатом влияния различных факторов. Культурные, национальные и религиозные традиции, устойчивые предрассудки и стереотипы мышления в совокупности с жизненными реалиями образуют мифы, которые представляют собой "систему, моделирующую в умах индивидуумов, входящих в группу, окружающий мир или его фрагменты" (1).

 

 

 

Генезис понятия "миф"

 

 

Современное определение категории "миф" синтезирует и развивает как собственно греческий термин (mythos -предание, сказание), так и значение, которое ему последовательно придавали с начала XIX в., когда оно снова было введено в оборот европейскими учеными.

 

Миф в Древней Греции - одно из многих обозначений в древних языках, употреблявшихся в сфере культурно-религиозного воспитания. Естественно, что сказания о происхождении Земли и человека,подвигах богов и героев древних мифологий воспринимались аудиторией не как сказочные истории, но как реально происходившие события, в результате которых и сложилась определенная система отношений между человеком и природой внутри конкретной цивилизации. Известный исследователь философии мифа М.Элиаде в свое время отмечал определяющее значение мифа в передаче общественного опыта из поколения в поколение, установлении парадигм поведения в социальной группе и организации основ общественного сознания. Посредством последовательного изучения преданий индивидуум приобщался к истокам истории конкретного общества, вдохновлялся сверхъестественными деяниями своих богов и героев. Таким образом подсознательно проходила самоидентификация человека по отношению к семье, государству, нации.

 

 

Воспитание на примерах идеальных действий мифических или мифологизированных персонажей формировало в личностном сознании систему моральных и этических ценностей, присущих данному социуму, чувство сопричастности с ним и его историей. Принцип построения сюжета традиционного мифа - сочетание знакомых реалий жизни с фантастическими поступками героев -эмоционально усиливал восприятие информации. Естественно, что с развитием общественных отношений правители стали широко использовать методики мифотворчества в своих целях. Для укрепления собственной власти они применяли способы распространения информации о своей деятельности, когда им приписывались сверхъестественные свойства, благодаря которым они побеждали врагов и обеспечивали благоденствие своих стран и народов. Подобная практика, с одной стороны, дискредитировала общую систему мифологизированного мировоззрения, с другой - способствовала развитию специальных методоввоздействия на традиционалистское общественное сознание.

 

 

Во время кризиса мифологии в античной Греции Аристотель стал употреблять термин "миф" лишь в значении занимательной сказки, но уже к моменту распада Римской империи, когда собственно мифология формально пришла в упадок, на принципах традиционных мифов окончательно сложились социальные мифы - преувеличенные или искаженные представления о действительности, сознательно внедряемые в общественное сознание с целью формирования нужных социальных реакций.

 

 

 

 

Роль социальных и традиционных мифов в общественной жизни

 

 

 

Социальные мифы обычно воспринимаются обществом не как вымысел, а как естественное положение вещей. Традиционные мифы - это т.н "духовная сфера" общественной жизни (искусство, культура и т.д.).

 

 

Под воздействием социальных мифов история возникновения и развития государств и наций, как правило, искажается и мифологизируется настолько, что ее объективный анализ теоретически возможен только при критическом сопоставлении различных источников. Однако в большинстве случаев это практически невозможно из-за пристрастности, субъективности или ангажированности исторических или других источников информации. По сути дела, вся мировая история стала объектом постоянных манипуляций. В этой связи видный американский ученый К.Рид отмечал, что "историк находит в прошлом то, что ищет. Он отбирает, излагает и подчеркивает факты в соответствии с той концепцией,которая социально желательна и востребована, и рассказывает об эволюции общества, постоянно имея в виду это обстоятельство" (2).

 

 

Мифотворчество - неотъемлемая часть политики. Дляновейшей истории, в которую последовательно превращается политика, характерно присутствие альтернативных материалов, которые позволяют вскрыть механизмы искажения и умалчивания, фальсифицирование многих политических событий и мифологизацию политических деятелей.

 

 

Социальный миф - основной инструмент манипуляции общественным сознанием. Специалисты отмечают, что "возможности для возникновения и распространения массового социального мифа, а также для злоупотребления им с помощью средств массовой коммуникации в современном обществе не уменьшились, а во многом увеличились" (3).

 

 

Культура, искусство и религия, основанные на традиционных мифах, также быстро эволюционировали по мере развития общественных отношений. Являясь инструментами формирования мировоззрения и одновременно результатами творческого поиска личности, они всегда применялись обществом в своих целях и, по возможности, контролировались им. Значение культуры и искусства в современной социальной жизни неизмеримо возросло. Отрицая рациональность вымышленного в реальной жизни, современный человек постоянно испытывает потребность в нем. Мотивация поведения, основанная на примерах из художественных произведений и продукции массовой культуры, выступает в роли важного фактора современной жизни.

 

 

 

 

Структура и характер воздействия мифа

 

 

 

Одной из причин, по которой миф не использовался в качестве научной категории, помимо многозначности применения этого понятия, является его аморфный характер. Будучи продуктом человеческого сознания, миф проявляется одновременно во множестве форм. Устойчивое представление о чем-либо может, при рассмотрении сразных точек зрения, выступать в качестве убеждения, предрассудка, заблуждения, курьезного факта или совершенно отвлеченной информации, не представляющей никакого интереса. Это относится практически ко всем сферам человеческой деятельности, но наиболее ярко проявляется в культурной и религиозной сферах, когда обычаи, пристрастия или религиозные культы определенного общества (особенно т.н. "экзотического") представляются совершенно различным образом со стороны его членов, ученых, имеющих определенный набор знаний, или человека, сталкивающегося с ними впервые.

 

 

Вместе с этим анализ аналогичных сфер европейской цивилизации показывает тот же, хотя и более скрытый механизм их формирования. Более того, по сравнению с другими культурами процесс мифологизации здесь развивается гораздо более быстрыми темпами, не теряя, тем не менее, характерной черты мифа - его связи с традицией. Так, образование любого устойчивого общества (государства) всегда сопровождается стандартизацией представлений его членов о своем месте в нем.

 

 

Исторические примеры с религиозными и идеологическими революциями свидетельствуют о частых неудачах власти в стандартизации мировоззрения народа. Если созданный религиозный или идеологический миф способен изменить мировоззрение значительного числа членов общества, значит материальные и моральные устои данного государственного образования подлежат трансформации. Если правящие круги не угадывают изменения в мировоззренческих установках общества, то они сходят с политической сцены.

 

 

Но традиционный взгляд на изменения государственно-политического строя, как основанных лишь на необходимости образования новых материальных отношений, с точки зрения объективного исследователя, не отражает полной картины. Реставрация монархий, пусть в формальном виде, в ряде европейских стран (Великобритании, Испании, Нидерландах, Швеции и т.д.) подтверждает способность власти уловить традиционалистские настроения в обществе. Представления о стабильности всегда связаны с существованием традиционных структур и приверженностью этих структур национальным корням.

 

 

Осуществляемые государством ритуальные акты - установление памятных дат, празднование годовщин исторических событий, чествование выдающихся деятелей современности, уважение к символам и атрибутам нации и государства, заявления по поводу происходящих политических и культурных событий - позволяет вырабатывать и поддерживать парадигмы общественного сознания. Само понятие "нация" является мифологизированной интерпретацией нейтрального термина "население", подразумевающей более высокий уровень взаимозависимости и взаимной ответственности.

 

 

 

 

Структурные единицы мифа

 

 

 

В современном обществе большую часть информации человек получает опосредованно. Таким образом, внутренний мир личности, за исключением тех объектов и явлений, которые познаются физически, формируется на основе образов и представлений. Практически все сферы, связанные с социальнойдеятельностью человека, отражаются в контексте их восприятия той социальной средой, в которой находится данный индивидуум. Таким образом, человеку навязываются те представления, которые приняты в обществе и формируются государством.

 

 

Общество организует образы и представления, сформировавшиеся в сознании личности, в стереотипы и символы, определяющие мотивацию его поведения. Стереотипы

 

 

мышленияпредставляют собой упрощенные образы и представления о том или ином положительном или отрицательном явлении, событии, человеке и т.д. Они формируются в результате неоднократного эмоционального и смыслового акцентирования сознания человека на тех или иных аспектах события, многократного восприятия человеком этого события или информации о нем.

 

 

Стереотип охватывает зачастую не существенные, а наиболее броские, яркие черты события. Оценка события, соответствующая стереотипу, зачастую принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а всякая другая - подвергается сомнению (4).

 

 

Символ - понятие более специфическое и социальное, чем образ. Система символов конкретного общества является основой его существования. Государственные атрибуты - флаг, герб, гимн и т.д. - должны значить для граждан гораздо больше, чем просто декоративные произведения. Их возникновение и история мифологизируются с конкретными целями оказания подсознательного, эмоционального воздействия на чувства граждан.

 

 

Ниже представлена схема трансформации образов ипредставлений в их мифологизированные производные символы и стереотипы.

 

 

Таким образом, очевидно, что символическая или мифологическая форма отображения действительности оказывает большое воздействие на аудиторию. Его дополнительная сила заключена в самой природе символически-мифологической трактовки событий реального мира в рамках конкретного общества.

 

 

 

 

Развитие мифов и их основное качество

 

 

 

Миф, как устойчивое представление о том или ином факте или явлении социальной жизни, возникает в контексте общественной жизни определенной исторической эпохи. Кризис социальных отношений в Римской империи вызвал к жизни историю об иудейском проповеднике Иисусе Христе, которой были приданы соответствующие мифологические свойства. В то же время, множество других новых религиозных установок, возникших в ту же эпоху, не получили широкого признания и остались малозначительными фактами.

 

 

Устойчивость мифа определяется, в первую очередь, гармоничностью связей с мировоззренческими установками, уже существующими в обществе. Не являясь по определению чистой информацией, он, тем не менее, должен нести в себе такие элементы, которые, оказывая воздействие на мыслительную и чувственную сферы человеческого сознания, заставят аудиторию, по меньшей мере, поверить в возможность описываемого. Идеал мифа - сделать гиперболизированное описание частного случая примерной моделью поведения. Современные политизированные или идеологизированные мифы обладают свойствами ассоциативного воздействия, позволяющими в определенной ситуации вызвать нужную реакцию. Например, счастливое завершение классического мифа в современных условиях подменяется лишь показом возможности преодоления кризисной ситуации.

 

 

Помимо правдоподобности миф должен опираться на конкретную традицию, существующую в обществе. Невозможно внедрить в общественное сознание самые совершенные жизненные ценности, противопоставляя их традиционным. Формирование новой мифологии всегда подразумевает ее слияние с уже существующими корнями. Так, при распространении христианства среди славян старые земледельческие и другие праздники были приурочены к дням церковного календаря. Старые боги постепенно слились с христианскими святыми и по большей части утратили свои имена, но перенесли свои функции и атрибуты на этих святых. Перун продолжал почитаться как божество грозы под именем Ильи Пророка, Велес - под именем святого Власия, Мокошь - под именем святой Параскевы (святой Пятницы). Подобная методика применялась и в отношении кельтских божеств (Св. Патрик и др.) (5).

 

 

В современной жизни связь с традицией не утратила своей значимости. Например, М.Элиаде отмечал очевидную связь идеократических режимов с древнейшими традициями как основную причину их популярности среди широких масс населения.

 

 

Основным качеством мифа, в отличие от чистой информации, является то, что он всегда рассчитан на конкретный результат. Миф должен производить впечатление, и это либо удается, либо нет. Так, результатом воздействия мифа может быть: действие; изменение характера действия; формирование или изменение взглядов на событие или явление; бездействие как активная позиция; отсутствие результата, когда это является целью.

 

 

 

 

Функции и степени воздействия мифа

 

 

 

Миф как инструмент, призванный сформировать определенное представление о чем-либо, естественно выполняет функции воздействия. Даже традиционные мифы, задачей которых является предоставление определенной информационной установки о простых вещах, имеют большой побуждающий потенциал. Дети, после чтения сказки или просмотра фильма играющие в сказочных героев, т.е. актуализирующие миф, представляют наиболее яркий пример реализации этой функции.

 

 

Социальные мифы, рассчитанные на общество в целом, выполняют также следующие функции: стабилизирующую, когда при умелом проведении аналогий общество успешно преодолевает сложные этапы развития;объединяющую, когда общество мобилизуется на выполнение общей задачи; абсорбирующую, потребность в которой возникает при вливании в общество новых больших групп или при массовой эмиграции и образовании новых государственных единиц; изолирующую, которая отделяет часть населения, сословие или группу людей, создавая условия для совершения над ними насильственных действий; дестабилизирующую, широко используемую оппозицией для раскола общества и достижения своих целей.

 

 

В зависимости от качества созданного мифа он воздействует на объект по простой шкале: от сильной степени воздействия до слабой. При неумелой конструкции воздействие вообще отсутствует. В этой связи следует учитывать и силы, препятствующие распространению и внедрению мифологем в общественное сознание. Их деятельность порой значительно снижает степень воздействия даже гениально созданного мифа.

 

 

 

 

Характеристика мифа и его виды

 

 

 

В информационно-психологическом воздействии широко используется принцип аналогии. Любой материал, текстовой или иллюстрационный, должен воспроизводить модельную ситуацию для конкретной аудитории, т.е. вызвать у нее ассоциации с хорошо знакомыми ситуациями. Знание культурной мифологии совершенно необходимо как для выбора исторических или других примеров, используемых в материале, так и при отборе или составлении иллюстрированного материала. Сравнительный анализ социальных моделей различных культур подтверждает общую основу "абсолютных ценностей, способных направлять человека и придавать смысл его существованию".

 

Миф, несмотря на широкие возможности его импровизации, существует в ограниченных рамках, имеет определенные характеристики и конкретный объект воздействия.

 

 

Явный миф (фольклорные истории и персонажи, популярные личности и произведения искусства и т.д.) всегда широко применялся в психологической борьбе. Успех его использования определяется интересом аудитории к его интерпретации. Однако его воздействие ограничено слабой актуализацией по отношению к реальным событиям.

 

 

Скрытый миф - часть системы субъективных представлений общества об окружающем мире. Он может быть идеологической, религиозной, политической установкой, предрассудком, убеждением и пр. В любом случае, общество воспринимает этот миф как объективное отражение реальности, и его использование в материалах ИПВ позволяет достичь максимальной актуализации материала. С другой стороны, противопоставление скрытым мифам реальных фактов или убеждений составителя материала вызывает реакцию, противоположную целям ИПВ.

 

 

Долговременные мифы являются основой мифологии конкретного общества. Как правило, они устойчивы и применяются только для привлечения внимания. Флуктуативные мифы возникают и усиливаются под воздействием конкретной ситуации. При их использовании следует учитывать, что они могут вообще не оказывать воздействия на аудиторию или быть ей неизвестны.

 

 

Важным моментом в определении характеристики мифов является деление их на внешние и внутренние. Внешний миф (региональный и межгосударственный) рассчитан на аудиторию, не имеющую представления о реальной жизни в стране, и поэтому имеет более идеализированный характер. Внутренний миф основан на традиции реальной жизни общества и всегда значительно отличается от внешнего. Смешение этих категорий или использование, например, внешнего мифа на аудиторию внутри страны также резко снижает эффективность ИПВ.

 

 

Глобальные мифы в равной степени актуальны как внутри общества, так и вне его и являются основой идеологии, внутренней и внешней политики государства. Региональные мифы, носящие ярко выраженный политический характер, направлены на поддержку борьбы за раздел сфер влияния в регионе или даже на захват власти. В основном они носят вторичный, производный характер.

 

 

Межгосударственные мифы обслуживают конкретные инициативы в отношении двух или нескольких государств. Они направлены или на стабилизацию и развитие отношений, или на ухудшение и отчуждение населения стран, которые становятся враждебными друг другу. Объектом здесь, как и в описанных выше группах мифов, является общественное мнение и мировоззрение народов.

 

 

Общегосударственные мифы формируются внутри конкретной страны и определяют мировоззрение нации. Обычно традиционные исторические, идеологические и социально-политические установки контролирует власть, и мифы поддерживают патриотические и другие представления, стабилизирующие общественную жизнь.

 

 

Сословные мифы обслуживают представление о близости определенных групп населения по сословному или профессиональному признаку. Они действуют по простой схеме "свой-чужой" и эффективны даже при встрече представителей одного сословия из разных стран. К этой группе по принципу действия близки возрастные мифы.

 

 

Личностный миф представляет собой категорию, требующую отдельного рассмотрения, особенно если он действует в сфере культуры и политики. Мифологизация личности, создание образа или "имиджа" всегда являлись неотъемлемойчастью манипуляции общественным сознанием. С другой стороны, в сфере политики, и особенно психологической войны, существуют мифы, объектом которых является всего одно лицо. Обычно в этой роли выступает глава государства, от которого требуется принять конкретное решение или, наоборот, изменитьсвою точку зрения по какому-либо вопросу. Подобные мифы создаются спецслужбами или заинтересованными лицами и отличаются чрезвычайной кратковременностью действия.

 

 

Таким образом, можно говорить о том, что задачи социального мифа практически совпадают с задачами информационно-психологического воздействия. Общей конечной целью социального мифа и ИПВ является побуждение к определенной социальной реакции путем формирования нужного представления о чем-либо.

 

 

"То, что думает человек, его мнение, имеет для нас значение только в связи с тем, что он делает" (7). Этот тезис ясно определяет как "интересы общества" в личностном сознании, так и потребность составителей материалов ИПВ в изучении технологий эффективного воздействия на сознание, обеспечивающих не только их восприятие,но и соответствующее реагирование. Таким образом, знание и использование технологии мифа позволяет при подготовке материалов ИПВ максимально использовать весь спектр воздействия на конкретную аудиторию, задействуя чувственные, подсознательные и социальные стороны психологии личности и общества. Гармонизированное в соответствии с уже существующей устойчивой системой мифологии общества ИПВ воздействует не извне, а изнутри системы мировоззрения и обеспечивает значительно более сильный эффект воздействия и более естественный процесс его восприятия.

 

 

 

 

УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. - Тарту, 1962. - С. 92.

2. Read C. The Social Responsibilities of the Historian // The American Historical Review. - 1950. - Jan. - P. 285.

3. Кессиди Ф. От мифа к логосу. - М., 1972. - С. 61.

4. Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом. - М., 1975. - С. 378.

5. Токарев С. Религия в истории народов мира. - М., 1976.- С.211.

6. Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1996. - С. 142.

7. Лайнбарджер П. Психологическая война. - М., 1962.- С.181.

 

 

 

 

 




Демографические пенсии

 

 

Рейтинг@Mail.ru