Другие  мифы

 

 

 

 

 

Позорные лохи и пылесос

 

 

 

 

Поговорим о пылесосах. Нет, не о тех, которыми мы привыкли чистить ковры; речь пойдет о «пылесосе» как о современной схеме извлечения прибыли. Не помню точно, где я впервые увидел этот термин – кажется, на каком-то интернет-форуме. Так или иначе, словечко это – весьма емкое и «чисто конкретное», потому и запомнилось.

 

Несколько лет назад я случайно встретил на улице своего одноклассника Петю (назовем его так) и он рассказал мне о своем житье-бытье. Надо сказать, в школьные годы Петя был редкостным раздолбаем: хулиганил, курил, выпивал, учился на двойки и т.п. Как Вы уже догадались, родители Пети были весьма обеспеченными людьми, хотя и не шибко образованными.

Со временем Петя остепенился, приобрел профессию шофера, женился, даже закончил заочное отделение какого-то института. И задумался над тем, как жить дальше. Выяснилось, что у петиных родителей есть кое-какие деньги, которые они готовы дать сыну для открытия собственного дела. Остановились на деревообработке: Петя изучил рынок сбыта, арендовал помещение, закупил оборудование, нанял рабочих и дал старт. Как человек осторожный, Петя взялся за дело не в одиночку, а на паях с одним армянским парнишкой, разбиравшемся в деревяшках.

Сначала дело пошло, но вскоре выяснилось, что расходы как-то превышают доходы. То есть все как-то «не окупается» и перспективы весьма туманны. «Представляешь, после уплаты налогов и всяких отстежек всяким пожарникам и т.п. получается минус», - горестно делился со мной новоявленный коммерсант.

В общем, все кончилось просто: Пете пришлось выйти из доли, оставив своему более упорному партнеру налаженное производство.

Банальная история, не так ли? Рынок насыщен, опыта нет, да тут еще пресловутая коррупция, в лице пожарников, конечно. Зачем брался, слушай, да? Но самое интересное в этой истории – то, что предприятие после выхода из него Пети не разорилось – не обанкротилось, а превратилось в подразделение одной известной торговой фирмы и продолжало пилить свои бревна и доски.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Мы имеем Петю, вложившего свои время и деньги и организовавшего производство, но не получившего ничего взамен. И мы имеем крупную коммерческую структуру, получившую очередную работоспособную «точку», причем получившую ее за копейки. У этой коммерческой структуры не будет проблем ни с пожарниками, ни с налоговиками, ни с кем-то еще. Все эти проблемы давно решены.

Как Вы уже догадываетесь, «пылесосом» в данной схеме является крупная структура, а пылью – такие, как Петя, а также плоды их трудов.

 

Сейчас много и справедливо пишется о том, что в последние годы спекулятивный капитал во много раз превышает капитал производственный, и это правда. Но, тем не менее, производство в России, как и в других странах Запада, все же имеет место быть, и держится оно на плаву либо за счет поддержки государства, либо с помощью разного рода «пылесосных» схем, основанных на святой вере «лохов» в «коммерцию».

 

Приведу еще несколько примеров, особенно сильно намозоливших глаза лично мне.

 

Газгольдеры.  Любителям коммерции объясняют, что устанавливая газгольдеры на дачных участках в Подмосковье, можно заработать много денег. Прибыль олигархов после разорения «коммерсантов» будет образована за счет:

- Возникновения сети бригад, способных устанавливать газгольдеры, которые вскоре будут вынуждены лечь «под дядю».

- Стимулирования спроса со стороны «коммерсантов» на газгольдеры, выпускаемые на соответствующем машиностроительном заводе.

- Стимулирования спроса на пропан-бутан, производимый на соответствующем предприятии; в случае, если «газгольдерное дело» совсем не пойдет, разрекламированный пропан-бутан можно сбывать через газовые автозаправки.

- «Рекламы делом» - ведь «коммерсанты» уже вложили немалые средства в рекламу, думая, что рекламируют свою фирму, а на самом деле – пропагандируя сжиженное углеводородное топливо.

 

Игровой бизнес.  Лохам втирают, что игровой бизнес – очень прибыльный. Потому, что нужны минимальные вложения (покупка игровых автоматов); потому, что это – игра на страстях и пороках; потому, что это – нелегальное («полулегальное») дело. При этом умалчивается, сколько дураков уже занято в этом выгодном-нелегальном деле. Прибыль организаторов «пылесоса»:

- За счет продажи лохам игровых автоматов.

- За счет утилизации оборудования, изъятого у лохов в результате милицейских рейдов.

 

«Живое пиво».  Пылесосная технология, очень напоминающая предыдущий пункт. Несколько лет назад на улицах городов стали появляться павильоны, торгующие разливным пивом. Типа как в советское время, но лучше с точки зрения гигиены, так как пиво хранится там в правильных емкостях, с использованием аппаратуры охлаждения и прочей современной аппаратуры. Хорошо, конечно, но народ-то уже отвык от такого способа пития! И стало это пиво портиться-прокисать, что народу еще больше не понравилось. И стали павильоны закрываться, распродавая оборудование по остаточной цене. С прибылью остались, естественно, торговцы оборудованием.

 

Сетевой маркетинг.  Тут говорить не о чем, и так все известно. Тем не менее, дураков, видать, хватает, т.к. организаторы сетевых контор, судя по всему, разоряться не собираются. Скажем, фирма Avon имеет офис рядом с офисом Лукойла, в районе Москвы, где цена аренды офисных площадей является одной из самых высоких в мире. Платить такую арендную плату могут позволить себе лишь крупнейшие нефтяные компании, а также всевозможные театры и студии. (Что касается упомянутых богемных учреждений, то здесь нет ничего удивительного, так как «творческая интеллигенция» является классом-гегемоном в современной России, и может позволить себе многое...)

 

Всякий интернет-бизнес.  Например, изготовление сайтов для «коммерсантов» с применением php-технологии. Безумно глючная технология, надо сказать. А есть еще такая примочка к phpJoomla, так это вообще «абзац». В общем, многие «позорные», мечтая раскрутить свое «дело», за милую душу отдают бабки за изготовление сайтов для своего предприятия. Это вместо того, чтобы самим изготовить страницы сайта в известной программе Word, пользуясь опцией «сохранить как web-страницу». А потом они еще заказывают рекламу у ведущих поисковиков, после чего «прокликивают» объявления конкурентов, которые, в свою очередь, «прокликивают» их объявления.

 

В заключение вспомним библейскую притчу о сыновьях, перекопавших сад в поисках клада и тем самым сделавших полезное дело. Только в нашем случае полезное дело люди делают не сами себе, а некоему умному выгодоприобретателю. Утешает, впрочем, что и экономика страны в целом получает от всего этого некоторые бонусы; вопрос лишь в следующем: что будет, когда «закончатся лохи»?

 

 

dombt

 

 

 

 

 

 

 




Демографические пенсии

 

 

Рейтинг@Mail.ru